Изучаем итальянский язык с нуля! |
Шестой урок
Употребление имен существительных со стяженными формами определенных артиклей
Употребление вопросительных местоимений без предлога и с предлогом
Неправильные глаголы dire, sedere
Una lezione d’italiano
— Ora decliniamo il sostantivo „il professore”. Chi sono io?
— Il professore.
— Di chi è il libro?
— Del professore.
— A chi consegna il libro?
— Al professore.
— Chi stima Lei?
— Il professore.
— Con chi parla Lei?
— Con il professore.
— Di chi parliamo?
— Del professore.
— Bene — esclama il professore. — Ma perché è ancora perplesso?
— Perché quando siedo vicino ad una bella ragazza perdo facilmente la testa e dimẹntico tutte le rẹgole grammaticali.
Come passare la serata?
— Che cosa fai la sera?
— Quando resto a casa faccio qualche lavoretto oppure ascolto la radio, о leggo. Spesso io ed alcuni amici facciamo una partita a carte. Tu giochi a carte?
— No. La sera io faccio volentieri una passeggiata. Qualche volta faccio una visita al professore ed insieme facciamo lunghe discussioni sui libri e sugli autori preferiti. E tu quali libri leggi?
— Leggo romanzi о libri gialli. Spesso però vado al cịnema, a teatro, al concerto о faccio un po’ di sport.
— Quale sport fai?
— Faccio un po’ di nuoto e di pugilato.
— Conosci l’ultima barzelletta sui pụgili?
— Quale?
— Durante un incontro a un pugile con il naso tumefatto, un occhio nero, tre denti rotti, l’allenatore dice: „Coraggio! Per radio vinci tu. Il cronista è un mio amico”.
Словарь
l’appello призыв, перекличка
assente отсутствующий (-ая)
l’autore автор
la barzelletta анекдот, острота
il campanello колокольчик, звонок
le carte карты
il cịnema (мн. ч. -a) кинотеатр, кино
il concerto концерт
consegnare вручать, отдавать
il coraggio отвага, мужество
il cronista (мн. ч. -i) обозреватель
dapprima сперва
declinare склонять
il dente зуб
dimenticare (dimẹntico) забывать
dire (dico) говорить, сказать
la discussione дискуссия
durante во вре́мя
entrare входить
esclamare восклицать
facilmente легко
grammaticale грамматический (-ая)
interrogare (intẹrrogo) спрашивать
la lavagna доска
il lavoretto небольшая работа
lẹggere читать
il naso нос
nero (-a) черный (-ая)
il nuoto плавание
l’occhio (мн. ч. occhi) глаз
oppure или
la partita партия (в игре)
passare проходить; проводить (время)
pẹrdere терять
però но, однако; поэтому
perplesso (-a) смущенный (-ая)
poi потом
preferito (-a) любимый (-ая), излюбленный (-ая)
la preposizione предлог
presente присутствующий (-ая)
il pugilato бокс
il pụgile боксер
qualche какой-то (-ая-то), какой-нибудь (-ая-нибудь), какой-либо (-ая-либо)
la radio радио
la rẹgola правило
restare (a casa) оставаться (дома)
il romanzo роман
rotto (-а) сломанный (-ая), поломанный (-ая)
sedere (siedo) сидеть
la sera, la serata вечер
il sostantivo имя существительное
spiegare объяснять
lo sport спорт
stimare уважать
su о, на, над
suonare звонить
il teatro театр
il tema (мн. ч. -i) тема
la testa голова
tumefatto (-a) опухший (-ая)
ụltimo (-a) последний (-ая)
l’uso употребление, применение
vịncere побеждать
la vịsita посещение, визит
Выражения и обороты
Примечание.
la sera | la serata | вечер | ||
la notte | la nottata | ночь | ||
la mattina | la mattinata | утро | ||
il giorno | la giornata | день |
Слова: la sera, la notte, la mattina, il giorno, выражают общее понятие вечера, ночи, утра, дня, напр.:
È una bella sera!
Прекрасный вечер!
Слова: la serata, la nottata, la mattinata, la giornata имеют временное значение, напр.:
Но passato la serata piacevolmente.
Я приятно провел вечер.
Mia moglie va tutte le mattine a fare le compere
Грамматический комментарий
I. Употребление имен существительных со стяженными (слитными) формами определенных артиклей
Если имя существительное употребляется с определенным артиклем (см. урок 1), то предлог, предшествующий артиклю, сливается с ним. Возникает так называемая стяженная форма определенного артикля. Например: предлог di сливается с артиклем il, образуя стяженную форму del (т. e.: del = di + il). Стяженные формы определенных артиклей совмещают функцию предлога и определенного артикля.
Нижеследующая таблица показывает, как образуются стяженные формы артиклей.
Опред. артикль |
Единственное число | Множественное число | ||||
il | lo | la | i | gli | le | |
Предлог | ||||||
di | del | dello | della | dei | degli | delle |
а | al | allo | alla | ai | agli | alle |
da | dal | dallo | dalla | dai | dagli | dalle |
in | nel | nello | nella | nei | negli | nelle |
su | sul | sullo | sulla | sui | sugli | sulle |
Примечания.
1. Предлоги con и per обычно употребляются с определенным артиклем без стяжения:
В стяженной форме они встречаются очень редко:
con + il = col
con + i = coi
per + i = pei
2. С неопределенными артиклями предлоги никогда не образуют стяженных форм.
Примеры употребления имен существительных
со стяженными формами определенных артиклей
Предлог di + определенные артикли.
Единственное число (singolare)
Множественное число (plurale)
Предлог a + определенные артикли.
Единственное число (singolare)
Множественное число (plurale)
Предлоги in, su, da.
II. Употребление вопросительных местоимений без предлога и с предлогом
Вопросительные местоимения (так же как и имена существительные) не склоняются. Употребляемые без предлога или с предлогом, они соответствуют по значению разным падежным формам в русском языке. Итак, местоимения: chi, che cosa, (che, cosa), quale, quali в предложении могут иметь значения:
Предлог + местоимение:
III. Неправильные глаголы dire, sedere
Настоящее время,
изъявительное наклонение
dire говорить | ||||
io | dico | noi | diciamo | |
tu | dici | voi | dite | |
egli | dice | essi | dịcono | |
ella | esse |
sedere сидеть | ||||
io | siedo | noi | sediamo | |
tu | siedi | voi | sedete | |
egli | siede | essi | siẹdono | |
ella | esse |
Упражнения
1. Составьте предложения по данным образцам:
Образцы:
Lo studente ha una casa. La casa è dello studente.
La madre ha un’automobile. L’automobile è della madre.
Anna ha un libro.
Il professore ha uno scooter.
I ragazzi hanno i temperini.
Le studentesse hanno le gomme.
Le automobili hanno gli pneumạtici.
Gli studenti hanno i quaderni.
Giovanni ha la bicicletta.
2. Ответьте на вопросы:
Che cosa spiega il professore? Chi intẹrroga il professore? Quale sostantivo declịnano? Perché lo studente è sempre perplesso? Cosa fa Lei quando resta a casa?
3. Проспрягайте глаголы, данные в предложениях:
4. Напишите данные предложения во множественном числе:
La figlia abbraccia la nonna.
Lo studente legge il libro giallo.
La fabbrica è grande e moderna.
L’alunno parla al professore.
Il padre consegna il temperino al figlio.
La sorella della nonna è perplessa.
5. Переведите:
Студенты говорят по-итальянски. Они охотно занимаются плаванием и боксом. Мать слушает радио, а отец идет с сыном на концерт. Какие книги ты читаешь? Романы или детективные книги? Когда ты едешь в Рим? Я не занимаюсь спортом. Я уважаю старательных студентов.