Изучаем итальянский язык с нуля! |
Пятый урок
Именное сказуемое
Глаголы I спряжения, оканчивающиеся на -care, -gare, -ciare, -giare, -iare
Наречие
Неправильные глаголы fare, stare, sapere, dovere
La famiglia di Nicola
La famiglia di Nicola è russa ed abita a Mosca. Abita in un edifịcio veramente moderno con l’ascensore e alcune autorimesse. Il padre di Nicola è direttore di una fạbbrica. Egli è un direttore capace. La madre di Nicola è direttrice di una scuola elementare. I figli sono tre: due maschi ed una fẹmmina.
Giovanni, fratello di Nicola, è il figlio maggiore. Studia ingegnerịa edile. Egli studia seriamente. Nicola invece frequenta il primo anno di architettura.
Anna, sorella di Nicola, è la figlia minore. Frequenta ancora la scuola elementare. Anna gioca volentieri con i fratelli e spesso abbraccia e bacia i genitori.
I nonni non ạbitano lontano. Essi abitano in una vicina città.
I figli sono tre
Un ospite inatteso
— Buongiorno signora! È in casa Nicola?
— Sì, è in camera sua. Prego! ... Nicola, è il tuo amico Andrea!
— Ciao vecchio! Avanti! Come stai?
— Abbastanza bene, grazie, e tu?
— Sono molto stanco. Studio tutto il giorno e spesso tutta la notte.
— Allora, forse, disturbo.
— No, anzi. Faccio volentieri una chiacchierata. Un po’ di riposo è necessario. Come va il tuo nuovo lavoro?
— Sono come una zanzara in un campo di nudisti. So bene che cosa devo fare, ma non so da quale parte incominciare!
Словарь
abbracciare обнимать
alcuni (-e) несколько
l’anno год
anzi наоборот, напротив
l’architettura архитектура
avanti вперед
baciare целовать
il campo поле, лагерь
capace способный (-ая)
la chiacchierata болтовня
il direttore директор, заведующий
la direttrice директор (женщина), заведующая
disturbare мешать
dovere (devo) быть должным, быть обязанным
edile строительный (-ая)
elementare основной (-ая), элементарный (-ая)
la fạbbrica фабрика
la famiglia семья
fare (faccio) делать
la fẹmmina женщина, девушка
la figlia дочь
il figlio сын
i figli дети
forse быть может
frequentare посещать, ходить
i genitori родители
giocare играть
il giorno день
inatteso (-a) неожиданный (-ая)
incominciare начинать
invece a, же
il lavoro работа
lontano далеко
la madre мать
maggiore больше, больший (-ая); старший (-ая)
il maschio мужчина, мальчик
minore меньше, меньший (-ая); младший (-ая)
necessario (-а) необходимый (-ая), нужный (-ая)
i nonni бабушка и дедушка
la notte ночь
il nudista (мн. ч. -i) нудист *
nuovo (-а) новый (-ая)
l’ọspite гость
il padre отец
prego пожалуйста
il riposo отдых
sapere (so) знать
la scuola школа
seriamente серьезно
la signora госпожа, сударыня
la sorella сестра
stanco (-a) усталый (-ая)
stare стоять, быть
studiare учиться, заниматься, изучать
tuo (-а) твой (твоя)
veramente правда, в самом деле
vicino (-а) близкий (-ая)
volentieri охотно
la zanzara комар
* Формы имен сущ. мужского рода на -a будут рассматриваться в уроке 8.
Выражения и обороты
un po’ di ...
Примечание. Местоимение tutto (tutta, tutti, tutte) согласуется в роде и числе с именем существительным. При употреблении местоимения tutto необходимо соблюдать следующий порядок:
a) местоимение tutto + артикль + имя существительное, напр.:
b) предлог + местоимение tutto + артикль + имя существительное, напр.:
Грамматический комментарий
I. Именное сказуемое
Именное сказуемое в итальянском языке употребляется всегда с личными формами глагола-связки essere — быть.
Если имя существительное, употребленное в функции сказуемого, называет профессию, национальность или вероисповедание, то артикль перед существительным опускается, напр.:
Il padre è direttore.
Egli è polacco.
Отец — директор.
Он поляк.
Исключение составляют случаи употребления в роли именного сказуемого существительного с прилагательным.
Сравните:
Egli è direttore.
Он директор.
Egli è un direttore capace.
Он способный директор.
II. Глаголы I спряжения, оканчивающиеся на -care, -gare, -giare, -dare, -iare.
1. giocare играть | ||||||
io gioco | я играю | noi giochiamo | ||||
tu giochi | и т. д. | voi giocate | ||||
egli | gioca | essi | giọcano | |||
ella | esse |
litigare ссориться | ||||||
io lịtigo | я ссорюсь | noi litighiamo | ||||
tu lịtighi | и т. д. | voi litigate | ||||
egli | lịtiga | essi | lịtigano | |||
ella | esse |
Глаголы, оканчивающиеся на -care, -gare, сохраняют во всех формах настоящего времени звук c, g. Поэтому перед гласным i в окончании 2-го лица единств. числа и 1-го лица мн. числа надо писать букву h.
2. baciare целовать | ||||||
io bacio | я целую | noi baciamo | ||||
tu baci | и т. д. | voi baciate | ||||
egli | bacia | essi | bạciano | |||
ella | esse |
passeggiare гулять | ||||||
io passeggio | я гуляю | noi passeggiamo | ||||
tu passeggi | и т. д. | voi passeggiate | ||||
egli | passeggia | essi | passẹggiano | |||
ella | esse |
Глаголы, оканчивающиеся на -ciare, -giare сохраняют во всех формах настоящего времени звуки ci, gi.
3. sciare ходить на лыжах | ||||||
io scịo | я хожу на лыжах | noi scịamo | ||||
tu scịi | и т. д. | voi scịate | ||||
egli | scịa | essi | scịano | |||
ella | esse |
Глаголы, оканчивающиеся на -iare с ударным звуком i, имеют в форме 1-го лица мн. числа одно i.
4. studiare учиться | ||||||
io studio | я учусь | noi studiamo | ||||
tu studi | и т. д. | voi studiate | ||||
egli | studia | essi | stụdiano | |||
ella | esse |
Глаголы, оканчивающиеся на -iare с безударным звуком i, в формах 2-го лица ед. числа и 1-го лица мн. числа имеют одно i.
III. Наречие — l’avverbio
Кроме простых наречий типа molto, spesso, lontano, volentieri, insieme — в итальянском языке есть наречия, регулярно образующиеся от имен прилагательных, напр,:
nuovamente dolcemente seriamente |
заново сладко серьезно |
Они образуются путем прибавления суффикса -mente к форме женского рода имени прилагательного:
nuova + mente = nuovamente
Если основа имени прилагательного оканчивается на l или r, гласный перед суффиксом -mente исчезает, напр.:
IV. Неправильные глаголы fare, stare, sapere, dovere
Настоящее время,
изъявительное наклонение
1. fare делать | ||||||
io faccio (fo) | я делаю | noi facciamo | ||||
tu fai | и т. д. | voi fate | ||||
egli | fa | essi | fanno | |||
ella | esse |
Глагол fare употребляется во многих фразеологических и идиоматических оборотах, напр.:
2. stare стоять, быть | ||||||
io sto | я стою | noi stiamo | ||||
tu stai | и т. д. | voi state | ||||
egli | sta | essi | stanno | |||
ella | esse |
3. sapere знать | ||||||
io so | я знаю | noi sappiamo | ||||
tu sai | и т. д. | voi sapete | ||||
egli | sa | essi | sanno | |||
ella | esse |
4. dovere быть должным, быть обязанным | |||
io devo (debbo) | я должен | ||
tu devi | ты должен | ||
egli | deve | он должен | |
ella | она должна | ||
noi dobbiamo | мы должны | ||
voi dovete | вы должны | ||
essi | dẹvono (dẹbbono) | они должны | |
esse |
Упражнения
1. Ответьте на вопросы:
Dove abita la famiglia di Nicola? Come è l'edificio? Chi è il padre di Nicola? Chi è la madre di Nicola? Quanti figli sono? Chi è il figlio maggiore? Che cosa studia Giovanni? Che cosa studia Nicola? Che cosa frequenta Anna? Dove abitano i nonni?
2. Проспрягайте глаголы, данные в предложениях:
3. Напишите данные предложения во множественном числе:
L’edifịcio ha l’ascensore.
Il padre passeggia e chiạcchiera volentieri con il figlio.
La nonna abbraccia la sorella.
Il ragazzo vivace chiacchiera spesso.
L’amico ha un’automobile vecchia.
La classe è grande.
L’autorimessa è ampia.
Il portone è moderno.
4. Переведите:
Эти путешествия интересные. Точилка (для карандашей) старая. (Это) здание пустое. Бабушка и дедушка старые. Николай обнимает бабушку и дедушку. Мы учим урок. Директор русский. Родители едут в Рим. Старые квартиры очень просторные.
5. Вставьте там, где это необходимо, артикль:
Io sono amico di Nicola. Tu sei studente diligente. Lei è studentessa. Egli è francese. Noi siamo professori. Voi siete eleganti. Essi sono russi. Esse sono direttrici. Essi sono fratelli di Nicola.