Изучаем итальянский язык с нуля! |
Третий урок
Личные местоимения
Спряжения глаголов
Неправильный глагол andare
Вопросительное предложение с вопросительным словом
Per la strada
La strada dove io ạbito è ampia e alberata, ha larghi marciapiedi e numerosi negozi. All’incrocio il semạforo manda le sue luci ora rosse, ora gialle, ora verdi. Quanta gente per la strada!
Vado a lezione d’italiano
— Dove va?
— Vado a lezione.
— Quali lezioni prende?
— Io prendo lezioni d’italiano.
— Che lezioni prende Lei?
— Prendo lezioni d’italiano.
— E Lei, quali lezioni prende?
— Prendo lezioni d’italiano. Studio l’italiano da pochi giorni.
— Che cosa impara, Lei?
— Imparo la grammạtica.
— E Lei cosa impara?
— Imparo la pronuncia italiana.
— Lei, parla l’italiano?
— No, non parlo ancora l’italiano.
— Parla l’italiano, Lei?
— No, neanche io parlo ancora l’italiano.
— Parla italiano, Lei?
— No, io ascolto il professore e scrivo le parole diffịcili.
— Quanti libri ha?
— Ho soltanto un libro.
— Che libro è?
— È una grammatica italiana.
— Come è la grammatica italiana?
— La grammatica italiana non è fạcile, ma non è neanche diffịcile.
— Quando va a lezione?
— Vado a lezione due volte alla settimana.
— Perché impara l’italiano?
— Perché è una lingua molto bella ed interessante.
— Chi sono Loro?
— Noi siamo studenti ed andiamo a lezione d’italiano. Noi ascoltiamo il professore. Egli parla lentamente e noi comprendiamo quasi tutto. Spesso il professore ripete una frase due о tre volte.
Che libro è?
Словарь
abitare (ạbito) жить
alberato (-а) обсаженный (-ая) деревьями
ancora еще
andare идти; ходить; ехать
ascoltare слушать
che который (-ая), какой (-ая)
chi кто
come как
comprẹndere понимать
diffịcile трудный (-ая)
fạcile легкий (-ая), нетрудный (-ая)
la frase предложение
la gente (только ед. число) люди
giallo (-а) желтый (-ая)
la grammạtica грамматика
imparare учиться, учить, изучать
l’incrocio перекресток
interessante интересный (-ая)
l’italiano итальянский язык
italiano (-а) итальянский (-ая)
largo (-а) (мн. ч.: larghi, larghe) широкий (-ая)
lentamente медленно
la lingua язык
la luce свет
mandare здесь: бросать (свет)
il marciapiede тротуар
molto очень
no нет
numeroso (-а) многочисленный (-ая)
o (перед гласными обычно: od) или
ora (ora ..., ora...) теперь (то ..., то ...)
parlare разговаривать, говорить
la parola слово
per для, на ...
perché почему; потому
prẹndere брать; взять
la pronuncia произношение
quale какой (-ая)
quanto сколько
quasi почти
ripẹtere повторять
rosso (-а) красный (-ая)
scrịvere писать, записывать
il semạforo светофор
sẹmplice легкий (-ая), простой (-ая)
la settimana неделя
soltanto только
la strada улица, дорога
studiare изучать
suo (-а) свой (-я)
tre три
tutto (-а) весь (вся), целый (-ая)
verde зеленый (-ая)
la volta раз
Выражения и обороты
учить итальянский язык
Грамматический комментарий
I. Личные местоимения— i pronomi personali
io tu egli, esso ella, essa Lei |
я ты он она Вы |
noi voi essi esse Loro |
мы вы они они Вы |
Местоимения:
egli ella |
он она |
заменяют существительные, обозначающие лица, напр.:
В разговорной речи часто употребляется вместо:
egli — lui
ella — lei
Местоимения:
esso essa |
он она |
употребляются при замене существительных, обозначающих предметы и животных, напр.:
Местоимение:
essi они
заменяет все существительные мужского рода во множественном числе, напр.:
Местоимение:
esse они
заменяет все существительные женского рода во множественном числе, напр.:
Местоимение:
Lei Вы
употребляется, как форма вежливого обращения к женщине или к мужчине, напр.:
Lei ha un libro.
У Вас (у женщины или у мужчины) есть книга (досл.: Вы имеете книгу).
Местоимение:
Loro Вы
является формой вежливого обращения к группе лиц (к женщинам, к мужчинам, к мужчинам и женщинам), с которыми говорящий не на ты, напр.:
Loro hanno libri.
У Вас есть книги (досл.: Вы имеете книги).
Употребление местоимения Loro не следует смешивать с употреблением местоимения voi — вы, которое является обычным обращением к нескольким лицам.
Местоимение voi употребляется также в деловой корреспонденции.
В отличие от русского языка, в итальянском языке можно употреблять личные формы глагола без местоимений, напр.:
Sei un bravo studente.
Ты способный студент.
II. Спряжения глаголов
В итальянском языке есть три спряжения. Принадлежность глаголов к отдельным спряжениям можно определить по окончанию неопределенной формы глагола.
Спряжение | Глагол | Основа | Окончание неопределенной формы | |
I | parlare | говорить | parl- | -are |
II | ripẹtere | повторять | ripet- | -ere |
III | seguire | следовать | segu- | -ire |
capire | понимать | cap- | -ire |
Образцы I и II спряжения
Настоящее время, изъявительное
наклонение — presente indicativo
I спряжение
II спряжение
parlare говорить
ripẹtere повторять
io parlo я говорю
tu parli и т. д.
egli, ella, Lei parla
noi parliamo
voi parlate
essi, esse, Loro pạrlano
io ripeto я повторяю
tu ripeti и т. д.
egli, ella, Lei ripete
noi ripetiamo
voi ripetete
essi, esse, Loro ripẹtono.
(Образцы III спряжения глаголов см. урок 9).
Место ударения в личных формах глагола
Место ударения в личных формах глагола непостоянно. В формах 1-го, 2-го и 3-го лица ед. ч. (настоящего времени изъявительного наклонения) ударение падает на один и тот же слог — второй или третий от конца. В формах 1-го и 2-го лица мн. ч. ударение всегда падает на предпоследний слог. В форме 3-го лица мн. числа ударение падает на третий слог от конца, если в единственном числе ударным слогом является предпоследний слог, или на четвертый от конца, если в единственном числе ударным слогом является третий слог.
Схема ударений личных форм глагола
Единственное число |
I-ый вариант | II-ой вариант |
___ ___ _/_ ___ ___ ___ _/_ ___ ___ ___ _/_ ___ |
___ _/_ ___ ___ ___ _/_ ___ ___ ___ _/_ ___ ___ |
|
Множественное число |
___ ___ _/_ ___ ___ ___ _/_ ___ ___ _/_ ___ ___ |
___ ___ _/_ ___ ___ ___ _/_ ___ _/_ ___ ___ ___ |
Примечание. В отличие от русского языка, в итальянском языке глаголы не имеют форм несовершенного и совершенного вида. Следовательно, одному итальянскому глаголу соответствует в русском языке видовая пара: глагол несовершенного и совершенного вида, напр.:
В данном самоучителе дается только одно соответствие.
III. Неправильные глаголы
В каждом спряжении (первом, втором и третьем) существует группа глаголов, спрягающихся не по общим правилам. Это так называемые неправильные глаголы. Они имеют окончания, отличные от данных в образцах спряжений и — очень часто — иные, чем в неопределенной форме, основы. Спряжение каждого из этих глаголов необходимо заучивать отдельно.
Настоящее время, изъявительное наклонение
andare идти, ехать | ||||
io vado | я иду | noi andiamo | ||
tu vai | и т. д. | voi andate | ||
egli, ella, Lei va | essi, esse, Loro vanno |
IV. Вопросительное предложение с вопросительным словом
Chi? кто?
Che cosa? что?
Chi è?
Che cosa è?
Che cosa impara?
Кто это?
Что это?
Что вы учите?
Quanto? сколько?
Quanto costa?
Сколько стоит?
В сочетании с именами существительными вопросительное слово quanto имеет следующие формы:
Примеры:
Quale?
какой, какая, который, которая
какие, которые
Вопросительное слово quale употребляется в значении какой, который из ряда, из множества лиц или предметов, напр.:
come? как; какой, какая, какие?
Come stai?
Как ты себя чувствуешь? (Как поживаешь?)
Употребляя слово come в значении какой, мы спрашиваем о признаке или качестве лица или предмета, напр.:
Che? какой, какая, какие; что за ...?
Слово che ставится всегда перед именем существительным (для лучшего запоминания можете сравнить с русским "Чё"), напр.:
Quando? когда?
Quando va a lezione?
Когда вы идете на урок?
Dove? куда, где?
Perché? почему?
Perché impara l’italiano?
Почему вы изучаете итальянский язык?
Упражнения
1. Проспрягайте глаголы, данные в предложениях: (Если форма для ввода текста маловата, вы можете растянуть ее за правый нижний угол...)
2. Поставьте перед именами существительными определенные и неопределенные артикли:
edificio, scooter, diạlogo, frase, grammatica, lingua, italiano, studente, temperino, registro, appartamento.
edificio, scooter, diạlogo, frase, grammatica, lingua, italiano, studente, temperino, registro, appartamento.
3. Ответьте на вопросы:
Dove va lo studente? Quali lezioni prende? Che cosa impara? Lo studente parla italiano? È diffịcile la grammatica italiana? Quante volte va a lezione? Che cosa ripete il professore?
4. Переведите:
Я беру уроки итальянского языка два раза в неделю. Ты еще не говоришь по-итальянски. Он учит итальянский язык. Мы повторяем трудные слова. Вы понимаете почти всё. Они слушают учителя. Вы идете на урок итальянского языка?
5. Напишите данные предложения в вопросительной и отрицательной форме:
Il libro ha una copertina a colori. Egli ascolta il professore. Gli appartamenti sono moderni. La grammatica italiana è semplice. Lo studente ripete la frase.