Pelajaran 17
Урок 17
- Дальнейшее использование ke_____an с прилагательными и глаголами
- Слова kan и ayo
Ситуация 1
Saya kecapean
Бетти только что начала работать на новой работе. Её мать спрашивает как она с ней справляется.
Слова
Грамматика 1
Выражение избыточности с ke_____an
В уроке 11 вы выучили, что ke_____an применяют к прилагательным, чтобы получить абстрактное существительное. В диалоге выше ke_____an точно также применяется к прилагательным, но значение у получаемого слова другое. Оно подразумевает избыточность. Другими словами, kebesaran может означать как ‘величие’, так и ‘слишком большой’, kebersihan может означать ‘чистота’ или ‘слишком чистый’, в зависимости от контекста. Ke_____an в примерах предложений ниже подразумевает избыточность, за исключением kebanyakan, которое означает ‘большинство’.
Kan - сокращенно от bukan
Kan является сокращением от bukan. Его используют в вопросительном предложении, когда говорящий формулирует утверждение, предполагая, что собеседник согласится с ним. В английском языке это называется разделительным вопросом или ‘вопросом с хвостиком’ (‘isn’t it’, ‘aren’t you’, и др.). Kan широко используется в разговорном индонезийском. Его помещают не только в конце предложения, но могут и перед сказуемым/глаголом.
Ситуация 2
Kebanjiran
Удин только что зашёл в дом.
biar пусть
Грамматика 2
Дальнейшее использование ke_____an
Применение ke_____an к определенным прилагательным и глаголам может создавать новые слова, которые подразумевают, что подлежащее подвержено какому-то неприятному условию, выраженному в корне. Все события в примерах ниже указывают, что они происходят вопреки желаниям подлежащего.
Исключение: У двух слов ниже элемент, причиняющий неудобства, не действует.
Схожие слова с ke_____an и ter
Несколько слов, производных от применения ke_____an и ter, передают одинаковое значение. Заметьте, что у них глагольные корни.
Ayo
Ayo является эквивалентом ‘давай(-те)’ в русском (также: да ладно, ладно тебе, перестань). Оно используется, чтобы предложить или убедить кого-либо сделать что-либо с говорящим или без него.
См. также Mari kita в уроке 6.
Упражнения
1. Устное упражнение. Вспомните как вы делали похожее упражнение раньше, в уроке 5, упр. 2. Вам нужно взять слово и заменить им другое слово из предложения-образца. Затем продолжать делать замены в полученных предложениях.
а) Mobil itu terlalu kecil untuk saya. (образец)
mahal
kemahalan
kebagusan
terlalu bagus
panjang
kakakku
pendek
Sepeda
kependekan
б) Makanan itu terlalu pedas untuknya.
asin
keasinan
kemanisan
untuk saudara
terlalu manis
keras
saya
Minuman
kekerasan
в) Mereka sedih karena kehabisan uang.
makanan
kekurangan
air
kehujanan
kelaparan
kecapean
pulang kemalaman
kesiangan
г) Gedung itu kelihatan besar.
kuat
bagus
jelek
sekolah
rapi
д) Suara pesawat terbang itu kedengaran dari sini.
kapal laut
penyanyi
tetangga
sirene
mesin jahit
2. Заполните пропуски подходящими глаголами с ke_____an:
- Sudah jam 7.00 malam. Hasan belum pulang juga. Dia pasti .
- Pintu rumahnya terbuka. Mungkin ada pencuri masuk. Mungkin rumahnya pencuri.
- Pak Zainal berjalan-jalan di Pasar Senen. Seseorang mencopet dompet dan uangnya. Pak Zainal di Pasar Senen.
- Celana itu besar sekali. Kamu kecil. Celana itu untukmu.
- Pak Suparman beranak satu, tetapi mobilnya banyak. Pak Suparman mobil.
- Saya mau naik bis. Tapi bis itu meninggalkan saya. Saya bis.
- Makanan itu enak. Siti mencampurnya dengan cabe. Makanan itu cabe.
- Dia harus masuk kantor jam 9.00 tapi dia bangun jam 12 siang. Dia .
- Tadi ibu berbelanja di pasar. Uangnya hilang. Tadi ibu uang di pasar.
- Ali duduk di bawah pohon kelapa. Sebuah kelapa menjatuhi kepalanya. Ali buah kelapa.
- Kemarin hujan. Baju Amir basah semua. Kemarin Amir .
- Hawa di kamar itu panas. Amir ada di situ. Amir di kamar itu.
- Suryani tinggi. Suaminya pendek sekali. Suryani untuk suaminya.
- Mobil itu berlari cepat sekali, lebih dari 120 km perjam. Mobil itu .
dompet кошелек
3. Переведите на индонезийский, используя ke_____an:
- Тот велосипед слишком мал для меня.
- Той еды слишком много для моего желудка.
- Тот банк ограбили прошлой ночью.
- В ту женщину вселился дьявол.
- Большинство индонезийцев живут на острове Ява.
- Я пришел домой поздно ночью.
- Звук машины скорой помощи слышен отсюда.
- Тот маленький дом виден с этого места.
- Она попала под дождь, потому что забыла взять зонтик.
- Я потерял свой кошелек, когда был на оживленном (букв.: многолюдном) рынке вчера.
- Той школе не хватает книг.
- Ей было холодно, потому что температура очень низкая.
- Я упустил поезд. Поезд уехал, когда (ketika) я прибыл на станцию.
- Мне было очень жарко, когда я был (waktu) в Индонезии.
- На меня упало манго, когда (ketika) я сидел в саду.
4. В уроке 11 вы выучили, что ke_____an может служить показателем абстрактного существительного, напр., kebersihan (чистота), kebesaran (величие). Примеры этой конструкции включены в это упражнение. Выберите подходящее слово:
5. Как бы вы спросили следующее на индонезийском, используя ayo? Приглашение только для того, к кому обращаются, или оно включает и говорящего?
- попросите друга прийти к вам домой
- попросить друга организовать вместе вечеринку в следующее воскресенье
- попросить гостя есть торт
- попросить гостя пить чай
- попросить друга сходить на пикник у озера
- попросить друга сходить на рыбалку вместе
- попросить друга сходить в кино
6. Как бы вы сказали следующее на индонезийском, используя kan:
- вы ожидаете, что ваш друг согласится с тем, что вы не богат(-а)
- вы ожидаете, что ваш друг согласится с тем, что сейчас вещи дорогие
- вы ожидаете, что ваш друг согласится с тем, что деньги важны, но не самое важное в этой жизни
- вы ожидаете, что ваш друг согласится с тем, что не все такие умные, как Эйнштейн (Einstein).
- вы ожидаете, что ваш друг согласится с тем, что в Индии корова – священное животное
sapi корова
Используемые языковые конструкции
Rumahnya kemasukan pencuri
Saya kekurangan uang
Текст для чтения
Изучите текст. Обратите внимание в каких контекстах используется ke_____an. Ответьте на вопросы под текстом.
Di Yogyakarta
Pagi ini John dan Janie Miller bangun kesiangan. Tadi malam mereka di rumah Pak Lurah menonton pertunjukan Wayang kulit yang berlangsung sampai jam 5.00 pagi. Karena itu John dan Janie kecapean dan mereka tidur sampai jam 11 siang.
Ketika bangun mereka merasa lapar dan di dapur tidak ada makanan. John pergi ke sebuah warung dekat rumah yang mereka sewa untuk membeli gado-gado dan ketupat. ‘Bu,’ katanya kepada si penjual, ‘tolong jangan diberi cabe, ya?’ Karena sudah kelaparan, John dan Janie makan gado-gado itu dengan lahap, malah sampai kekenyangan. Mereka tidak kepedasan karena memang tak ada cabenya.
Pada siang hari ketika John meraba saku celananya, dia sadar bahwa uang di kantongnya tinggal beberapa ratus rupiah saja. Dia kehabisan uang! Ini berarti dia harus ke bank untuk mengambil uang. John keluar, naik sepeda ke Bank Karya Negara, kira-kira 4 km jauhnya. Karena di luar panas sekali, dia memakai topi supaya kepalanya tidak kepanasan. Dia berhati-hati sekali mengayuh sepedanya karena dia tahu di jalan besar, sering ada kendaraan bermotor yang ngebut, nusup kiri dan kanan, seperti kemasukan setan.
Sore hari, John dan Janie merasa bosan dan kesepian karena malam itu tak ada orang yang datang ke rumah. ‘Janie, ayo kita ke pasar Bringharjo di Malioboro?’ ajak John. Janie menjawab: ‘Bolehlah. Aku mau beli buah durian, tapi kamu yang menawarnya, ya, supaya harganya tidak kemahalan?’ ‘Baik,’ kata John, ‘aku juga mau beli buah rambutan yang di Inggeris tidak ada.’
John dan Janie pulang naik becak, kendaraan roda tiga yang didorong oleh tenaga kaki manusia. Tiba-tiba turun hujan dan atap beca itu kemasukan air. Mereka tak mengira akan kehujanan. Untung hujan itu hanya sebentar. Sampai di muka rumah John bertanya kepada pak sopir. ‘Berapa, bang?’ ‘Tiga ribu rupiah saja, Tuan,’ jawabnya. John memberinya Rp 4,000 ... sedikit lebih tak apa. Kasihan abang becak, dia basah dan kedinginan!
Слова
Pertanyaan
- Mengapa John dan Janie bangun kesiangan hari itu?
- Untuk apa John pergi ke warung? Mengapa?
- Apa gado-gado itu memakai cabe?
- Tiba-tiba John ingat apa? Bagaimana udara waktu itu?
- Dengan apa dia pergi ke bank?
- John dan Janie pergi ke mana sore itu?
- Apa yang dibeli Janie dan John?
- Apa becak itu?
- Apa yang terjadi waktu mereka di dalam becak?
- Berapa ongkos yang diminta sopir becak?
- Berapa yang diberikan John? Kurang atau lebih?
- Mengapa dia merasa kasihan kepada tukang becak itu?