Изучаем нидерландский язык с нуля!
Урок 3

Фонетика:

Гласные [о·] [ɔ]. Согласные [v] [х] [ɣ]. Ударение в сложных словах.

Тема: Счёт.

Речевые образцы:

Приветствие: Goedemorgen, goedemiddag... Доброе утро, добрый день... Tot ziens. Dag. – До свидания. Привет. Mag ik binnenkomen (vragen)? – Можно войти (спросить)? Hoeveel? – Сколько? Ik heb... Ik heb geen... (niet). – У меня есть... У меня... нет. Ik heb een vraag. – У меня вопрос. Ik heb geen vragen. – У меня нет вопросов. Wanneer komt...? – Когда придет...? Hij komt om 3 uur. – Он придет в 3 часа.

Грамматика:

Множественное число имен существительных. Количественные числительные 1 – 12. Конструкция er is/er zijn. Спряжение глагола hebben «иметь» в настоящем времени. Отрицания niet и geen.

Гласные [o·] [ɔ]

[] oo,
o
Лабиализованный напряженный полудолгий звук, напряженнее русского [о] в слове «осень». При произнесении [о·] губы напряжены и вытянуты вперед сильнее, чем при [u·], задняя часть спинки языка поднята кверху. de boom
wonen
rood

Произнесите: [u·] – [o·], [u·] – [o·], [u·] – [o·]

В оригинале здесь отсутствует аудио-запись. Печалька... :(

[ɔ] o Краткий открытый звук, более напряженный и короткий, чем ударное русское [о] в словах «дом», «ком». При произнесении язык несколько оттянут назад, задняя часть спинки языка приподнята. Губы слегка округлены. ор
het bord

Произнесите: [ɔ] [ɔ] [ɔ]

Упражнение 1. Прослушайте и повторите, прочтите. Следите за краткостью и напряженностью полудолгого [о·]:

[ɔ]
op
om
kop
dok
zon

[o·]
oom
boom
ook
rood
komen
zoon

[o:]
door
koor
boord
noord
woord

Упражнение 2. Прослушайте и повторите, прочтите. Обратите внимание на то, что полудолгота и напряженность, краткость и открытость гласных меняет значение слова:

de zon солнце
het bos лес
de pot горшок

de zoon сын
boos сердитый
de poot лапа

Упражнение 3. Прочтите и выучите:

het potlood карандаш
het woord слово
de post почта
komen приходить
rood красный
ook также

om в (о времени)
op на (горизонт. поверхн.)
of или
waarom почему
wanneer, hoe laat когда, в какое время
het uur час

Образец 1: Прочтите и запомните:

Wanneer (hoe laat) komt u?
Когда (в какое время) вы придете?
Ik kom om zes uur.
Я приду в 6 часов.

Упражнение 4. Как сказать и написать по-нидерландски:

в час, в два часа, в три часа, в десять часов, в одиннадцать часов, в двенадцать часов

Key

Согласный [v]

[v] v Полузвонкий звук, характерный для нидерландского языка. От глухого [f] отличается звонкостью, от звонкого [w] бо́льшим трением и напряжением. При произнесении [v] между нижней губой и верхними зубами образуется щель, через которую с шумом проходит воздух. Звук [v] встречается в начале слов и в позиции между гласными. de vader
zeven
de vrede

Упражнение 5. Прослушайте и повторите, прочтите. Следите, чтобы согласный [v] был напряженным:

vriend друг
even некоторое время
zeven семь
over над, о (об)
boven наверху
vrede мир
vrij свободный
vier четыре
leven жизнь, жить
van от (также: предлог для образования род. падежа)
vader отец
voor для, перед
veel много

Упражнение 6. Прослушайте и повторите, прочтите следующие пары слов, обратите внимание на звонкость и напряженность согласного [v] и глухость [f] и на различие в значениях:

[v] [f]
even четный effen ровный, гладкий
over над, через het offer жертва

Упражнение 7. Прочтите и выучите следующие слова:

vier четыре
vijf пять
zeven семь
de avond вечер

veel много
hoeveel сколько
hebben иметь

Согласный [v]

[x] ch Глухой согласный, произносится напряженнее русского [х] в слове «хата». При произнесении [х] мягкое нёбо опускается и образуется щель между маленьким язычком и приподнятой задней спинкой языка. Произнесение [х] сопровождается сильным выдохом, поэтому шум трения при образовании нидерландского [х] сильнее, чем русского [х]. acht
de nacht

Произнесите с сильным выдохом [х] [х] [х].

Упражнение 8. Прослушайте и повторите, прочтите. Следите за правильной артикуляцией [х]:

acht
macht
nacht
wacht
zacht

dochter
licht
recht
rechts
schrift

Запомните: полудолгие гласные перед [х] (ch) становятся краткими, напр.: goochelen [ɣɔхǝlǝn], loochenen [lɔхǝnǝn].

Упражнение 9. Прочтите и выучите слова:

het schrift тетрадь
schrijven писать

licht светлый
acht восемь

Согласный [ɣ]

[ɣ] g Звонкий звук, специфический для нидерландского языка. Напоминает озвонченный звук [х] в словах «хром», «храм», «хрип». Звук [ɣ] произносится так же, как глухой звук [х], но при участии голоса. На конце слова и перед глухими согласными [ɣ] оглушается в [х] – dag, ligt. groen
gaan
negen
gram

Произнесите: [ɣ] [ɣ] [ɣ]

Упражнение 10. Прослушайте и повторите, прочтите. Следите за звонкостью согласного [ɣ]:

gaan
gast
goed
geen

graan
gram
groen
groot

negen
morgen
zeggen
liggen

Упражнение 11. Прослушайте и повторите, прочтите. Обратите внимание на оглушение звука [ɣ] перед глухими согласными на конце слов:

  [ɣ]
liggen ['liɣǝn]
zeggen ['zɛɣǝn]
leggen ['zɛɣǝn]
krijgen ['krɛiɣǝn]

  [x]
ligt [lixt]
zegt [zɛxt]
legt [lɛxt]
krijgt [krɛixt]

  [x]
de dag [dǝ'dax]
de middag [dǝ'midax]
de weg [dǝ'wɛx]
graag [ɣra·x]
genoeg [ɣǝ'nux]
hoog [ho·x]

Прочтите и обратите внимание на произношение [ɣ] И [h]: heengaan, geheel, gehoor, gehoord.

Упражнение 12. Прочтите и выучите слова:

de dag день
het gesprek разговор, беседа
groot большой
negen девять
neen, nee нет
geen отрицание «не» (при существит.)
liggen лежать, находиться
vandaag сегодня
de morgen утро
goed хороший
goedemorgen [ˌɣudəˈmɔrɣə(n), ɣujǝ-] доброе утро
graag охотно

Образец 2: Прочтите и запомните:

Goedemorgen!
Goedemiddag!
Goedenavond!
Tot ziens!
Dag!

Доброе утро!
Добрый день!
Добрый вечер!
До свидания!
Пока! Привет!

\
  } Здравствуйте!
/

Образец 3: Прочтите и запомните:

Mag ik ... .
Mag ik binnenkomen?
Mag ik u vragen?

Можно мне ... .
Можно (мне) войти?
Можно (мне) вас спросить?

Ударение в сложных словах

Сложные слова в нидерландском языке образуются путем сложения двух и более корней (основ). Род сложного существительного определяется по роду последнего компонента:

de brief + de kaart = de briefkaart
de tijd + het schrift = het tijdschrift

В сложных словах нидерландского языка ударение, как правило, падает на первый компонент:

de briefkaart [dǝ'bri·fka:rt]
het tijdschrift [ǝ'tɛitsxrift]

Упражнение 13. Выучите слова:

het 'leerboek учебник
de 'briefkaart почтовая открытка
het 'tijdschrift журнал
de tekst текст
tellen считать

ТЕКСТ

Annie heeft veel boeken. Hoeveel boeken heeft Annie? Ze telt de boeken: één, twee, перевод текстаdrie, vier, vijf, zes, zeven, acht, negen, tien, elf, twaalf. Ze heeft twaalf boeken.

Hier is de post. Hoeveel brieven zijn er hier? Er zijn hier drie brieven. Er is ook een briefkaart перевод текстаbij de post. Is dit ook een briefkaart? Nee(n), dit is geen briefkaart, dit is een tijdschrift.

Wat doet Jan? Schrijft hij of leest hij? Hij schrijft niet, hij leest. Hij heeft geen pen. Wat leest hij? перевод текстаIs dat een tijdschrift? Neen, dat is geen tijdschrift. Dat is een leerboek.

ДИАЛОГ

— Mag ik binnenkomen?
— Ja, meneer.
— Goedemorgen, meneer Poortman!
— Goedemorgen, meneer...
— Tot ziens, meneer Timmer.
— Tot ziens, meneer Jansen.
перевод текста — Dag, Piet!
— Dag, Wim!

Грамматические пояснения к тексту

Множественное число

1. В нидерландском языке имеются 2 основных способа образования множественного числа существительных: с помощью окончания -s и -(e)n. Все существительные во множественном числе имеют артикль de.

1) Окончание -s присоединяется обычно к двусложным и многосложным существительным, оканчивающимся на l, m, n, r или гласные, напр.:

de arbeider – de arbeiders
de werker – de werkers
de tafel – de tafels
de kamer – de kamers
de dame – de dames

2) Окончание -(e)n присоединяется обычно к корневым существительным и производным существительным, оканчивающимся на суффиксы -aar, -dom, -schap, -ing, -teit, -tie и др. (однако возможны исключения), напр.:

de krant – de kranten
de leraar – de leraren
het boek – de boeken
het woord – de woorden
de oefening – de oefeningen
de universiteit – de universiteiten

При образовании множественного числа необходимо учитывать основное правило орфографии: de taal – de talen, het tal – de tallen, het potlood – de potloden, het gesprek – de gesprekken.

Количественные числительные

2. Количественные числительные (1 – een, 2 – twee, 3 – drie, 4 – vier, 5 – vijf, 6 – zes, 7 – zeven, 8 – acht, 9 – negen, 10 – tien, 11 – elf, 12 – twaalf) не изменяются по родам и числам и не склоняются. Артикль перед ними не ставится, напр.: Er zijn hier drie brieven.

3. Конструкция er is/er zijn, широко распространенная в нидерландском языке, переводится на русский язык как «имеется/имеются (есть)». Наряду с глаголом zijn после наречия er, выступающего в функции обстоятельства, могут употребляться глаголы staan, liggen, zitten и др.:

Er is een briefkaart bij de post. – Is er een briefkaart bij de post?
В почте имеется (есть) почтовая открытка. – Имеется ли (Есть ли) в почте почтовая открытка?
Er staan boeken in de kast. – Staan er boeken in de kast?
В шкафу стоят книги. – Стоят ли в шкафу книги?
Er liggen brieven op de tafel. – Liggen er brieven op de tafel?
На столе лежат письма. – Лежат ли на столе письма?

В конструкции c er подлежащее выражено существительным, как правило, в единственном числе с неопределенным артиклем, а во множественном числе без артикля.

Er is ook een briefkaart bij de post.
В почте имеется также и почтовая открытка.
Er zijn brieven bij de post.
В почте имеются письма.

4. Спряжение глагола hebben – «иметь» в настоящем времени:

hebben «иметь»

ед. ч. мн. ч.
ik heb wij hebben
jij, u (U) hebt, (разг.) heeft jullie,
u (U)
hebben (hebt)
hebt
hij, zij, het heeft zij hebben

Отрицание

5. В нидерландском языке имеются две отрицательные частицы: niet и geen. Отрицательная частица niet соответствует русскому «не». Niet стоит обычно перед словом, к которому относится, напр.:

Het boek is niet dik.

При отрицании глагола в функции сказуемого в простом нераспространенном предложении niet стоит после спрягаемой части глагола, напр.:

Hij schrijft niet, hij leest.

Отрицательная частица geen употребляется при отрицании существительного и заменяет неопределенный артикль, напр.:

Neen, dit is geen briefkaart.
Neen, dat zijn geen tijdschriften.

После имен собственных при их отрицании употребляется niet, напр.:

Dat is Annie niet.

Сравните при противопоставлении: Dat is niet Annie, maar Jan.

Запомните: В нидерландском предложении, как правило, употребляется только одно отрицание.

В качестве отрицания выступают отрицательные местоимения niemand никто, niets ничто, ничего, напр.:

niemand weet dat – никто этого не знает
ik weet niets – я ничего не знаю

Упражнения

14. Образуйте множественное число по образцам:

-s

а) De kamer is licht.

– De kamers zijn licht.

De tafel is groot.

Key

-en

б) De wand is wit.

– De wanden zijn wit.

1. Het boek is dik.

2. De krant is daar.

3. De brief is hier.

4. Het schrift is daar.

5. De briefkaart is hier.

Key

в) De pen is zwart.

– De pennen zijn zwart.

1. De man is hier.

2. De tas is zwart.

3. De les is goed.

Key

г) Het potlood is rood.

– De potloden zijn rood.

1. Het raam is breed.

2. De straat is breed.

3. De roos is rood.

4. De boom is hoog.

Key

15. Употребите существительные в единственном числе, обратите внимание на артикль и на правописание. Образец:

De boeken zijn dik.

– Het boek is dik.

1. De brieven zijn daar.

2. De rozen zijn hier.

3. De pennen zijn zwart.

4. De potloden zijn rood.

5. De bomen zijn hoog.

6. De ramen zijn breed.

Key

16. Проспрягайте глагол liggen в настоящем времени.

Key

17. Измените форму единственного числа на форму множественного числа, следуя образцу:

De pen ligt op de tafel.

– De pennen liggen op de tafel.

1. De brief ligt op de tafel.

2. Het potlood ligt op de tafel.

Key

18. Ответьте на вопросы по образцу:

Waar zijn de kranten?

– Zij zijn op de tafel.

1. Waar zijn de brieven?

2. Waar zijn de boeken?

3. Waar zijn de tijdschriften?

Key

19. Поставьте вопросы во множественном числе. Задайте их вашему собеседнику:

Waar ligt de krant?

– Waar liggen de kranten?

1. Waar staat de stoel?

2. Waar ligt de brief?

3. Waar staat de vaas?

4. Waar ligt het boek?

5. Waar ligt het tijdschrift?

Key

20. Скажите по-нидерландски:

три книги, две комнаты, пять карандашей, четыре окна, десять деревьев, девять писем, один учебник, одна тетрадь

Key

Употребите эти словосочетания в предложениях, используя образцы:

Er zijn hier drie boeken. Er is hier een boek.

Key

21. Используйте конструкцию er is (ligt)... по следующему образцу:

Er is (ligt) een krant op de tafel. – Is (ligt) er een krant op de tafel?
(het leerboek, de pen, het potlood, de brief, de briefkaart, het tijdschrift)

Key

22. Употребите глагол в предложениях из упражнения 21 во множественном числе. Обратите внимание на отсутствие артикля.

Key

23. Составьте предложения с глаголом hebben.

Образец: Ik heb een krant.

een boek
een krant
een tijdschrift

Key

24. Вставьте соответствующие формы глагола hebben. Обратите внимание на употребление артикля:

1. Wat hebt u? Ik een krant. 2. Wat heb jij? Ik een pen. 3. Wat heeft hij? Hij een leerboek. 4. Wat heeft zij? Zij een tijdschrift. 5. Wat hebt u? Wij boeken en schriften. 6. Wat hebben jullie? Wij kranten. 7. Wat hebben zij? Zij tijdschriften. 8. Wat heb ik? Jij een potlood.

Key

25. Ответьте на вопросы по образцу:

Wim heeft een pen. En Annie?

– Annie heeft ook een pen.

1. Jan heeft een boek. En Piet?

2. Marie heeft een tijdschrift. En Jasper?

3. Annie heeft een leerboek. En Nel?

Key

26. Ответьте на вопросы:

  1. Hebt u een leerboek?
  2. Heeft Annie ook een leerboek?
  3. Hebt u kranten?
  4. Heb jij een pen?
  5. Hebben jullie potloden?
  6. Heeft de leraar boeken?
  7. Hebben zij tijdschriften?

Key

27. Выполните упражнение, следуя образцу. Задайте вопросы собеседнику. В ответах используйте числительные 1 – 12:

Annie heeft boeken.

– Hoeveel boeken heeft zij? – Zij heeft acht boeken.

1. Jan heeft pennen.

2. Marie heeft briefkaarten.

3. Wim heeft tijdschriften.

4. Nel en Jasper hebben leerboeken.

Key

28. Выполните упражнение по образцу. Ответьте на вопросы сами или задайте их вашему собеседнику:

Hier liggen brieven.

– Hoeveel brieven liggen hier?

1. Hier liggen tijdschriften.

2. Hier liggen potloden.

3. Hier staan tafels.

4. Hier staan vazen.

Key

29. Ответьте на вопросы по образцу:

Heb jij een briefkaart?

– Nee(n)Подсказка, ik heb geen briefkaart.

1. Heb jij een pen?

2. Heb jij een krant?

3. Heeft hij een schrift?

4. Heeft zij een tijdschrift?

5. Hebben zij boeken?

6. Hebben zij leerboeken?

Key

30. Ответьте в утвердительной и отрицательной форме:

Hebt u een tijdschrift? – Ja, ik heb een tijdschrift. – Nee(n), ik heb geen tijdschrift.

  1. Hebt u een leerboek?
  2. Hebt u een briefkaart?
  3. Hebt u een krant?
  4. Hebt u een potlood?

Key

31. Ответьте на вопросы по образцу:

Jan schrijft. En Annie?

– Zij schrijft niet.

1. Wim leest. En Piet?

2. Marie spreekt. En Annie?

3. Wim zit. En Piet?

4. Annie telt. En Marie?

5. Jasper leest. En Nel?

Key

32. Ответьте на вопросы:

Wat doet Jan? Schrijft hij of leest hij? – Hij schrijft niet, hij leest.

  1. Spreekt hij of schrijft hij?
  2. Leest hij of schrijft hij?
  3. Zit hij of staat hij?

Key

33. Ответьте в утвердительной и отрицательной форме:

Spreekt u Frans? – Ja, ik spreek Frans. – Nee, ik spreek geen Frans.

  1. Spreekt u Nederlands?
  2. Spreekt u Spaans?
  3. Spreekt u Pools?
  4. Spreekt u Italiaans?
  5. Spreekt u Russisch?

Key

34. Ответьте на вопросы по образцу, используя слова из текста:

Waarom schrijft hij niet?

– Hij heeft geen pen.

1. Waarom leest hij niet?

2. Waarom leert hij niet?

Key

35. Задайте вопросы вашему собеседнику. Используйте в ответе образцы:

а) Is dat een leerboek?

– Ja, dat is een leerboek.

1. Is dat een briefkaart?

2. Is dat een pen?

3. Is dat een appel?

Key

б) Zijn dat boeken?

– Nee, dat zijn geen boeken.

1. Zijn dat tijdschriften?

2. Zijn dat studenten?

Key

36. Ответьте по образцам:

а) Is dat een briefkaart?

– Nee, dat is geen briefkaart.

1. Is dat een brief?

2. Is dat een leerboek?

3. Is dat een tijdschrift?

Key

б) Zijn dat boeken?

– Neen, dat zijn geen boeken.

1. Zijn dat brieven?

2. Zijn dat woordenboeken?

Key

37. Ответьте в отрицательной форме:

а) Is het potlood rood?

– Nee, het potlood is niet rood.

1. Is het boek dik?

2. Is de pen zwart?

3. Is de kamer groot?

Key

38. Ответьте на вопросы по образцу:

Wanneer komt u? (drie) – Ik kom om drie uur.

  1. Wanneer komt hij? (vier)
  2. Wanneer komt zij? (acht)
  3. Wanneer kom jij? (twaalf)
  4. Wanneer komen zij? (elf)
  5. Wanneer komt Marie? (negen)
  6. Wanneer komen Jan en Piet? (zeven)

Key

39. Сделайте упражнение, следуя образцу:

Wie is dat? Is dat Annie? – Nee, dat is Annie niet.

  1. Wie is dat? Is dat Piet?
  2. Wie is dat? Is dat Jan de Groot?
  3. Wie is dat? Is dat meneer De Wit?
  4. Wie is dat? Is dat meneer Van de Berg?

Key

40. Переведите на нидерландский язык:

1. Сколько книг у Яна? У Яна три книги. Сколько журналов на столе? На столе два журнала. Это тоже журнал? Нет, это не журнал, это книга. На столе три письма. Они лежат там. 2. Учебник толстый? Нет, он не толстый. 3. Что делает Ян? Он пишет или читает? Нет, он не пишет, он читает. Почему он не пишет? У него нет ручки.

Key

41. Ответьте на вопросы по тексту:

1. Wat heeft Annie? 2. Hoeveel boeken heeft Annie? 3. Wat doet zij? 4. Hoeveel brieven liggen er op de tafel? 5. Is er ook een briefkaart hier? 6. Is er ook een tijdschrift bij de post? 7. Wat doet Jan? 8. Schrijft hij? 9. Waarom schrijft hij niet? 10. Wat leest hij?

Key

42. Как сказать по-нидерландски:

  1. Доброе утро, господин Янсен. Добрый день, Ян. Здравствуй, Вим.
  2. До свидания, господин Поортман. До свидания, Пит.
  3. Можно войти? Здравствуйте! (утром, днём, вечером)

Key

43. Составьте подобные диалоги и инсценируйте их.

Key

44. У вас нет с собой ручки (тетради, газеты, книги, учебника, карандаша и т. п.). Как вы скажете об этом? Узнайте, есть ли у собеседника эти предметы.

Key

45. На столе лежат газеты, журналы, открытки и письма. Спросите об их количестве.

Key

46. Расскажите, какую почту вы получаете утром.
(Er is (Er zijn)... bij de post).

Key

47. Вы пришли в учреждение и открываете дверь. Как спросить разрешения войти?

Key

48. Вы приглашаете своего собеседника в гости. Спросите, когда он может прийти. Запомните: op bezoek – в гости, в гостях

Key