Изучаем корейский язык с нуля!
Урок 8

Основы корейских глаголов

Теперь нам предстоит рассмотреть одну из наиболее трудных тем в корейском языке, без изучения которой вы не сможете общаться по-корейски даже на элементарном уровне. Речь идет об основах глаголов.

Следует в начале сказать, что в корейском языке нет прилагательных. Есть два типа глаголов – действия и состояния. Глаголы действия представляют собой то, что мы подразумеваем под понятием «глагол» в русском языке. Глаголы состояния используются вместо прилагательных, но грамматически они ведут себя так же, как и глаголы действия, то есть изменяются по стилям вежливости, временам и т. д.

Единственное существенное отличие их от глаголов действия заключается в том, что описательные глаголы не образуют причастий. Вместо них используется так называемая определительная форма, которая совпадает с причастием прошедшего времени у глаголов действия.

Например:

날씨가 좋습니다. Нальссига чоссымнида. Погода хорошая.

좋은 날씨. Чоын нальсси. Хорошая погода.

그 사람은 나쁩니다. Кы сарамын наппымнида. Этот человек плохой.

나쁜 사람. Наппын сарам. Плохой человек

Теперь перейдем собственно к основам глаголов. Их в корейском языке три. Разные основы используется для образования разных грамматических конструкций.

Первая основа образуется отбрасыванием окончания - (та/да). Например, у глагола 먹다 (мокта) первая основа будет (мок), у глагола 가다 (када) первая основа будет (ка).

Третья основа также образуется очень просто – заменой окончания - (та/да) на - (чи/джи). Например, 먹다 (мокта) – 먹지 (мокчи), 가다 (када) – 가지 (каджи).

Основную сложность представляет образование второй основы. Ее образование зависит от того, какая гласная находится в корне слова. Если это (а) или (о), то к корню глагола следует прибавить (а), например: 받다 (патта) «получать» – 받아 (пада), 좁다 «быть узким» – 좁아 (чоба). В остальных случаях к корню прибавляется гласная (о): 믿다 (митта) «верить» – 믿어 (мидо), 읽다 (икта) «читать» – 읽어 (ильго), 울다 (ульда) «плакать» – 울어 (уро). Наконец, по особенному изменяется во второй основе глагол 하다 (хада) «делать». В письменном языке он приобретает форму 하여 (хаё), а в разговорной речи обычно употребляется форма (хэ). Глаголы, оканчивающиеся на 내다 образуют 2 основу также, как и первую, то есть простым отбрасыванием окончания –(та/да): 보내다 (понэда) «посылать» – 보내 (понэ)

Все это не так уж сложно запомнить. Однако существует ряд исключений из вышеперечисленных правил. Во первых, если корень глагола оканчивается на гласную, то обычно (но не всегда!) происходит ее слияние с последующей гласной, то есть (а) или (о).

  1. Если корень оканчивается на (а), то она сливается со следующей (а). То есть + = , например: 가다 (када) «идти» – (ка), 자다 (чада) «спать» – (ча).
  2. Если корень оканчивается на (о), то этот звук в разговорной речи сливается с последующим (а) в дифтонг (ва): 오다 (ода) «приходить» – (ва), 보다 (пода) «смотреть» – (пва). Но в письменном языке такого слияния не происходит. Исключением является глагол 오다 (ода), который во второй основе и в письменном и в устном языке имеет одну и ту же форму (ва).
  3. (у) + (о) дает при слиянии (во): 주다 (чуда) «давать» – (чво). Это тоже характерно скорее для разговорного языка, в письменном лучше употребить полную форму 주어 (чуо).
  4. (и) + (о) сливается в (ё): 기다리다 (кидарида) «ждать» – 기다려 (кидарё), 마시다 (масида) «пить» – 마셔 (масё). Это характерно прежде всего для многосложных слов, но иногда, особенно в разговорной речи, такое правило действует и для двухслогов: 치다 (чхида) «бить» – (чхё).
  5. (ы) + (о) сливается в звук (о): 크다 (кхыда) «быть большим» – (кхо), 쓰다 (ссыда) «писать» – (ссо).

Существует также ряд глаголов, образующих вторую основу по особым правилам.

1 группа

Это глаголы, корень которых заканчивается на (п). В современном языке они образуют 2 основу одинаково: (п) сливается с последующей гласной в звук (во) или (ва): Подсказка

반갑다 (пангапта) – 반가워 (пангаво) «быть радостным»,

고맙다 (комапта) – 고마워 (комаво) «быть благодарным»,

돕다 (топта) – 도와 (това) «помогать»,

곱다 (копта) – 고와 (кова) «быть красивым».

Исключениями являются следующие глаголы:

넓다 «широкий»,

좁다 «узкий»,

입다 «надевать»,

집다 «брать»,

업다 «носить на спине»,

씹다 «жевать»,

뽑다 «выдергивать»,

잡다 «хватать».

2 группа

Глаголы, корень которых заканчивается на (т). При образовании 2 основы конечный изменяется на :

걷다 (котта) – 걸어 (коро) «идти пешком»,

묻다 (мутта) – 물어 (муро) «спрашивать»,

듣다 (тытта) – 들어 (тыро) «слышать, слушать»,

싣다 (ситта) – 실어 (сиро) «грузить».

Исключения:

받다 (патта) «получать»,

얻다 (отта) «получать»,

묻다 (мутта) «закапывать»,

닫다 (татта) «закрывать»,

쏟다 (ссотта) «лить»,

믿다 (митта) «верить».

3 группа

Глаголы, корень которых оканчивается на (ры). При образовании второй основы (ы) сливается с последующей гласной, а (р) удваивается:

모르다 (морыда) – 몰라 (молла) «не знать»,

고르다 (корыда) – 골라 (колла) «выбирать»,

서두르다 (содурыда) – 서둘러 (содулло) «торопиться»,

부르다 (пурыда) – 불러 (пулло) «звать».

Исключений из этого правила нет.

4 группа

Глаголы, корень которых заканчивается на (с). При образовании второй основы (с) исчезает. При этом слияния гласных не происходит. Например:

낫다 (натта) – 나아 (наа) «выздоравливать»,

붓다 (путта) – 부어 (пуо) «наливать»,

짓다 (читта) – 지어 (чио) «строить».

Исключения:

빼앗다 (ппэатта) «лишать»,

벗다 (потта) «снимать»,

웃다 (утта) «смеяться»,

씻다 (сситта) «мыть».