Изучаем арабский язык с нуля! |
Урок 9
Буква س и звук [с]
Буква س (сӣн) обозначает средний согласный [с], сходный с соответствующим русским, но в отличие от него не смягчающийся перед [и]. Она соединяется в обе стороны и имеет четыре графические формы (см. справа налево).
Конечная | Срединная | Начальная | Обособленная |
Головка сӣна представляет собой три зубца приблизительно такой же высоты и формы, как начальные и срединные зубцы изученных «зубцовых» букв (ث ت ب). Ширина головки сӣна - около 1/2 алифа. Хвост сӣна в обособленной и конечной формах в точности сходен с конечной формой нӯна и является продолжением последнего зубца.
Сӣн образует лигатуры с последующими буквами: ز ر ج م и конечным ن. При этом возможны два варианта: либо вся буква сӣн поднимается над линией строки, либо поднимается только линия связи от последнего зубца, в случае соседства двух сӣнов или соседства сӣна с другими зубцовыми буквами их отделяют несколько удлиненной линией связи.
Упражнение 1. Прочтите, правильно произнося س перед гласным [и] и э-образный гласный [а] после س Перепишите 5 раз.
سَ سُ سِ سُسْ سِسْ سَسْ سَسِسُ سُسَسِ سِسُسَ
Упражнение 2. Прочтите, обращая внимание на долго́ты, перепишите, протранскрибируйте и отметьте ударения.
Упражнение 3. Прочтите, сравнивая произношения [с] и [с̱] (см. также урок 3). *
سِ - ثِ | سَوْرٌ - ثَوْرٌ | سَارَ - ثَارَ |
سَيْرٌ - ثَيْرٌ | سُ - ثُ | سَ - ثَ |
ценный | سَمِينٌ - ثَمِينٌ | жирный |
три (число) | سَلَاسَةٌ - ثَلَاثَةٌ | покорность |
* В современном разговорном оба звука могут произноситься просто как [с]. Но письмо от этого не меняется.
Буква ش и звук [ш]
Буква ش (шӣн) обозначает средний согласный звук [ш], отличающийся от русского [ш] некоторым смягчением, которое присуще ему во всех сочетаниях, в то время как в русском языке звук [ш] всегда твердый.
Упражнение 4. Произнесите следующие русские слова с твердым русским [ш] и с заменой его на несколько смягченное среднее арабское [шь].
шапка — шяпка
шишка — шьишька
шутка — шютка
Буква ش пишется точно так же, как س, но имеет сверху три различительные точки, которые ставятся «пирамидкой» над средним зубцом. Точки можно заменить «уголком», так же, как и над ث.
Вот графические формы буквы шӣн:
Конечная | Срединная | Начальная | Обособленная |
Упражнение 5. Прочтите, правильно произнося среднее [ш] и э-образное [а]. Перепишите 5 раз.
شَ شِ شُ شَشْ شُشْ شِشْ شِشَشُ شُشَشِ شَشِشُ
Упражнение 6. Прочтите, перепишите, протранскрибируйте и отметьте ударения.
Упражнение 7. Прочтите, правильно произнося согласные и гласные звуки. Перепишите и протранскрибируйте.
Упражнение 8. Перепишите слова в транскрипции и запишите арабскими буквами.
[сала̄мун, сарӣрун, муhандисун, саhлатун, шау̌катун, масрӯрун, машhӯрун, мадрасатун, рӣшатун, машрӯбун, дарсун, тасдӣдун, самӣнун, с̱амӣнун, ша̄йун, шадӣдатун]
Отрицательное слово ليس
Для отрицания оборотов принадлежности служит отрицательное слово لَيْسَ, употребление которого ясно из следующих примеров:
У меня нет книги. | لَيْسَ لِي كِتَابٌ. |
У тебя (м) нет собак. | لَيْسَ لَكَ كِلَابٌ. |
У нее нет курицы. | لَيْسَ لَهَا دَجَاجَةٌ. |
У нас нет домов. | لَيْسَ لَنَا بُيُوتٌ. |
У тебя (ж) нет газеты. | لَيْسَ لَكِ جَرِيدَةٌ. |
У него нет костюма. | لَيْسَ لَهُ بَدْلَةٌ. |
У вас (м) нет дивана. | لَيْسَ لَكُمْ دِيوَانٌ. |
У них (м) нет книг. | لَيْسَ لَهُمْ كُتُبٌ. |
При ответе на вопрос перед отрицательным словом لَيْسَ может стоять частица общего отрицания لا, например:
هل لكم كتب؟ لا، ليس لنا كتب.
Упражнение 9. Сделайте отрицательными все предложения, приведенные в тексте I урока 6 (нажмите).
Упражнение 10. Переведите на арабский язык и огласуйте.
1) У него нет книги. 2) У нее нет большой розы. 3) У нас нет большого дома. 4) У меня нет стакана. 5) У вас есть собака? Нет, у нас нет собаки. 6) У них есть библиотека? Нет, у них нет библиотеки. 7) У тебя (ж) есть масло? Нет, у меня нет масла. 8) У тебя (м) есть новая газета? Нет, у меня нет новой газеты.
Слова к тексту урока 9
мир | ١) سَلَامٌ |
школа | ٢) مَدْرَسَةٌ |
ручка (перьевая) | ٣) رِيشَةٌ (رِيشَاتٌ) |
значок | ٤) شَارَةٌ (شَارَاتٌ) |
урок | ٥) دَرْسٌ (دُرُوسٌ) |
инженер | ٦) مُهَنْدِسٌ |
сад, огород | ٧) بُسْتَانٌ |
чай | ٨) شَايٌ |
суп, похлебка | ٩) شُرْبَةٌ |
вилка | ١٠) شَوْكَةٌ (شَوْكَاتٌ) |
радостный | ١١) مَسْرُورٌ |
легкий (нетрудный) | ١٢) سَهْلٌ |
искусный | ١٣) مَاهِرٌ |
известный, знаменитый | ١٤) مَشْهُورٌ |
сильный, крепкий | ١٥) شَدِيدٌ |
жирный | ١٦) وَدِيكٌ, سَمِينٌ |
Упражнение 11. Составьте не менее 10 предложений, употребив данные слова.
В тексте ниже носитель произнес вместо перьевой ручки - шариковую - قَلَمٌ [к̣аламун]. Мы пока не изучали с вами букву ق, поэтому текст исправлен не будет. Вскоре дойдем и до шариковой ручки, не волнуйтесь.
Текст урока 9
ما هذا؟ هذا بيت كبير. هل هذه مكتبة؟ لا، هذه مدرسة. هناك تلميذة. هى مسرورة. لها كتب جديدة وجميلة وريشة جديدة. ومن هو؟ هو تلميذ. له بدلة جديدة وشارة جميلة.
ما هذا؟ هذا كتاب جديد. هل هناك دروس؟ اجل، هناك دروس. هل هي سهلة؟ اجل، هي سهلة.
هل هذا درس؟ اجل، هذا درس. هل هو سهل؟ احل، هذا درس سهل. هل هناك كلمات سهلة؟ اجل، هناك كلمات سهلة.
من هو؟ هو مهندس. هل هو مهندس ماهر؟ اجل، هو مهندس ماهر ومشهور. هل له مكتبة كبيرة؟ اجل، له مكتبة كبيرة. هناك كتب جديدة.
ما هذا؟ هذا بستان كبير وجميل. هناك ورود جميلة ونباتات نادرة. هناك كلب وديك ودجاجات.
هل هناك برد شديد؟ ١جل، هناك برد شديد.
ما هذا؟ هذا كوب. هل هناك لبن؟ لا، ليس هناك لبن. هناك شاي. ما هذه؟ هذه شربة. هل هي لذيذة؟ اجل، هي لذيذة. هناك دجاجة وديكة.
هل لكم شوكات؟ لا، ليس لنا شوكات.
هل لهم بستان كبير؟ لا، ليس لهم بستان كبير.
هل لك شارة جميلة؟ لا، ليس لي شارة جميلة.
Упражнение 12. Прочтите и переведите текст. Перепишите его, огласуйте и протранскрибируйте отрывки № 4 и 7.
Упражнение 13. Переведите на арабский язык и огласуйте.
1) Здесь библиотека? Нет, здесь школа. Она большая и красивая.
2) У вас есть новый ученик? Да, у нас есть новый ученик. У него есть красивый значок. Он рад.
3) У меня новые ручки и книга. Там легкие уроки. Это легкий урок.
4) Кто он? Он знающий инженер. У него есть большой письменный стол? Нет, у него нет большого письменного стола.
5) Это сад? Да, это сад. Здесь красивые и редкие растения.
6) Это чай? Нет, это суп. Он жирный? Да, он жирный и вкусный.
7) Здесь холодно? Да, здесь очень холодно (здесь сильный холод).
8) У тебя (ж) есть вилка? Нет, у меня нет вилки.
9) Здесь молоко, а там чай. Это холодное молоко? Да, это холодное молоко.
10) Это ученица. У нее новая ручка. Она рада.
Упражнение 14. Составьте 10 вопросов и ответов на слова 9 урока, употребив в ответах отрицание ليس.