Образование вопросительных и отрицательных предложений в Present Simple и Present Continuous
Урок 2
На первом уроке мы говорили о том, что глаголы to have и to be образуют вопросительные предложения путем инверсии: глагол-сказуемое ставится перед подлежащим. Это справедливо и для модальных глаголов:
Have you (got) a flat?
У вас есть квартира?
Are you a doctor?
Вы врач?
Can I help you?
Могу я вам помочь?
May I come in?
Можно мне войти?
Все остальные глаголы (во всех грамматических временах) образуют вопросительные предложения только с помощью вспомогательного глагола. Именно он и ставится перед подлежащим в вопросительном предложении.
Сперва об образовании вопросительных предложений в Present Continuous.
Как вы знаете, это грамматическое время строится при помощи вспомогательного глагола to be и Participle I смыслового глагола.
Очевидно, что если у времени Present Continuous есть свой вспомогательный глагол, то он и будет участвовать в образовании вопросительных предложений, становясь перед подлежащим:
She is reading. – Is she reading? – Yes, she is.
Она читает. – Она читает? – Да.
They are playing football. – Are they playing football? – Yes, they are.
Они играют в футбол – Они играют в футбол? – Да.
What is she doing?
Что она делает?
Is she cooking dinner? – Yes, she is.
Она готовит обед? – Да.
What are you doing?
Что ты делаешь?
Are you doing your homework?
Ты делаешь домашнее задание?
Yes, I am. I am trying to learn a poem by heart.
Да. Я пытаюсь учить на память стихотворение.
Where are you going to?
Куда вы идете?
Are you going home? – Yes, I am.
Вы идете домой? – Да.
Отрицательные предложения в Present Continuous образуются при помощи отрицательной частицы not, которая ставится после вспомогательного глагола:
She is not cooking dinner, she is laying the table.
Она не готовит обед, она накрывает на стол.
I am not doing my homework, I am writing a letter.
Я не делаю домашнее задание, я пишу письмо.
They are not reading a text, they are listening to their teacher.
Они не читают текст, они слушают своего учителя.
А теперь поговорим об образовании вопросительных предложений в Present Simple Tense.
Вы знаете, что утвердительные предложения в Present Simple образуются только при помощи смыслового глагола:
I often work in the library.
Я часто работаю в библиотеке.
He lives in Moscow.
Он живет в Москве.
Но ведь в начале урока я утверждал, что все глаголы (кроме to have, to be и модальных) образуют вопросительные предложения при помощи вспомогательных глаголов, причем во всех грамматических временах. Это утверждение остается в силе. Просто за неимением в Present Simple своего собственного вспомогательного глагола, вопросительные предложения в этом грамматическом времени образуются с помощью искусственно введенного вспомогательного глагола do (does) (основное значение этого глагола: делать). Именно этот глагол и ставится перед подлежащим в вопросительных предложениях:
They work at the factory. – Do they work at the factory? – Yes, they do.
Они работают на фабрике. – Они работают на фабрике? – Да.
I live in London. – Do you live in London? – Yes, I do.
Я живу в Лондоне. – Вы живете в Лондоне? – Да.
Если подлежащее в предложении стоит в 3-м лице единственного числа (he, she, my brother, his sister и т. д.), то в вопросительном предложении именно вспомогательный глагол do согласуется с подлежащим, принимая окончание -es (does) вместо смыслового глагола:
He lives in Kiev. – Does he live in Kiev? – Yes, he does.
Он живет в Киеве. – Он живет в Киеве? – Да.
My sister goes to school every morning.
Моя сестра ходит в школу каждое утро.
Does your sister go to school every morning? – Yes, she does.
Твоя сестра ходит в школу каждое утро? – Да.
Do you read much? – Yes, I do.
Ты много читаешь? – Да.
Are you reading? – No, I am not. I am writing.
Ты читаешь? (сейчас) – Нет. Я пишу.
Does he work at the factory? – Yes, he does.
Он работает на заводе? – Да.
Is he working? – Yes, he is. He is doing his room.
Он работает? – Да. Он убирает свою комнату.
When do you get up? – Usually I get up at 7 o'clock.
Когда вы встаете? – Обычно я встаю в 7 часов.
When does your brother get up? – He gets up very early.
Когда встает твой брат? – Он встает очень рано.
Отрицательные предложения в Present Simple образуются при помощи частицы not, которая ставится после вспомогательного глагола do (does):
I do not go to the Institute every day.
Я не хожу в институт каждый день.
Не does not live in London.
Он не живет в Лондоне.
I don't know this man.
Я не знаю этого человека.
Не doesn't know my sister.
Он не знает мою сестру.
Повторяя на первом уроке глагол to have, мы рассматривали его в качестве самостоятельного глагола со значением «иметь, обладать»:
I have a good friend.
У меня есть хороший друг.
My friend has many English books.
У моего друга много английских книг.
В этом значении глагол to have редко употребляется в форме Continuous и способен образовывать вопросительные предложения без вспомогательного глагола.
Однако глагол to have входит в состав многих выражений, в которых он утрачивает свое значение ‹иметь›:
to have breakfast – завтракать;
to have dinner – обедать;
to have a rest – отдыхать;
to have a shower – принимать душ;
to have a bath – принимать ванну;
to have a look (at) – посмотреть на и др.
И в таком случае глагол to have употребляется в форме Continuous, как и каждый самостоятельный смысловой глагол, а в форме Present Simple в вопросительных и отрицательных предложениях требует вспомогательного глагола do (does):
As a rule they have breakfast at 8 o'clock.
Как правило, они завтракают в 8 часов.
When do they have breakfast?
Когда они завтракают?
They do not have breakfast at 8 o'clock.
Они не завтракают в 8 часов.
Wait a minute. They are having breakfast.
Подождите минутку. Они завтракают.
Are they having breakfast? – No, they are not.
Они завтракают? – Нет.
They are not having breakfast. They are washing up.
Они не завтракают. Они моют посуду.
Рассмотрим еще несколько предложений:
Do you always do your homework after supper? – Yes, I do.
Ты всегда делаешь домашнее задание после ужина? – Да.
В этом вопросительном предложении смысловой глагол to do – делать (стоящий после подлежащего you), как и всякий другой самостоятельный глагол в форме Present Simple образует вопросительную форму при помощи вспомогательного глагола do (стоящего, как и положено, перед подлежащим).
Are you doing your homework? – Yes, I am.
Ты делаешь домашнее задание? (сейчас) – Да.
Глагол to do стоит в форме Present Continuous, так как выражает действие, происходящее в момент речи.
Далее несколько вопросительных предложений с глаголами, которые не употребляются в форме Continuous:
Do you know her sister? – No, I do not.
Вы знаете его сестру? – Нет.
Does he want to go to the cinema? – Yes, he does.
Он хочет пойти в кино? – Да.
Do you like such weather? – No, I do not. I don't like the rainy weather.
Вы любите такую погоду? – Нет. Я не люблю дождливую погоду.
II. Контрольные предложения для перевода
- Когда вы ложитесь спать? – Как правило, я ложусь спать очень поздно.
- Вы ложитесь спать? – Да. Я очень устал.
- Когда она обычно встает? – Обычно она встает в 7 часов.
- Посмотри. Она встает? – Нет. Она все еще спит.
- Вам нравится наш город? – Да.
- Вашему брату нравится наш город? – Да.
- Куда он ходит после занятий? – Я не знаю.
- Куда он идет? – Я думаю, он идет домой.
- Где твой брат? – Он разговаривает с учителем.
- Что они делают? – Они смотрят телевизор.
- Мы часто слушаем радио.
- Что они делают? – Они слушают радио.
- Я вижу нескольких мальчиков, читающих книги.
- Он читает слишком много.
- Ваш брат любит читать? – Да.
III. Дополнительный грамматический материал
Типы вопросительных предложений
1. Общий вопрос – ко всему предложению, имеет обратный порядок слов, т. е. сказуемое (вспомогательный глагол, если он требуется) стоит перед подлежащим.
Are you a student?
Do you love her?
Произносятся восходящим тоном.
2. Альтернативный вопрос (с союзом or – или) строится на базе общего, повторяя его до or, а после or идет альтернатива с нисходящим тоном:
Are you a pupil or a student?
3. Специальные вопросы к второстепенным членам предложения – строятся на базе общего, перед глаголом (вспомогательным, если он есть) ставится вопросительное слово (what, when, where, why, how many, how much и т. д.). Произносится с нисходящим тоном.
Where do you live?
What are you doing?
4. Вопрос к подлежащему – строится на базе утвердительного предложения, но в нем подлежащее заменяется вопросительным словом (who, what):
Who is a student?
Who are students?
What is beautiful?
5. Разделительный вопрос (с хвостиком) состоит из 2-х частей. Первая его часть – это утвердительное или отрицательное предложение, вторая его часть состоит из вспомогательного глагола в противоположной главному предложению форме и подлежащего, выраженного местоимением. Интонация «хвостика» восходящая или нисходящая.
Pete lives in Sumy, doesn’t he?
Вопросы типа:
What is he?
What are you?
Who is he?
Who are you?
Когда нас интересует имя, мы задаем вопрос: Who are you? и получаем ответ: I am Pete Brown.
Когда нас интересует род занятий собеседника, мы спрашиваем: What are you? и узнаем: I am a student.
СЛОВАРЬ К УРОКУ 2
a flat – [flæt] – квартира
can – [kæn] – мочь, быть в состоянии
may – [mei] – мочь, иметь возможность
to help – [help] – помогать
to come in – [kʌm in] – входить
to cook dinner – [kuk 'dɪnə] – готовить обед
to try – [trai] – попробовать, пытаться
to learn – [lɜːn] – учить(ся)
heart – [hɑːt] – сердце
to learn by heart – [lɜːn bai hɑːt] – учить наизусть
to lay (on) – [lei] – класть, положить
to lay the table – [lei ðə 'teibl] – накрыть на стол
to listen to – ['lisn tu] – слушать
library – ['laɪbr(ə)rɪ] – библиотека
early – ['ɜːlɪ] – рано
to wash – [wɔʃ] – мыть(ся)
to wash up – [wɔʃ ʌр] – мыть посуду
such – [ sʌʧ ] – такой
weather – ['weðə] – погода
rain – [rein] – дождь
rainy – ['reini] – дождливый
to go to bed – [gou tu bed] – идти спать
to be tired – [bi: 'taɪəd] – быть усталым
still – [stil] – все еще
to sleep – [sli:p] – спать
to think – [θɪŋk] – думать
to talk (to, with) – [tɔːk] – разговаривать (с)
to watch TV – [wɔʧ ti: vi:] – смотреть телевизор
radio – ['reidiou] – радио
some – [ sʌm ] – несколько
too – [tu:] – слишком
much – [mʌʧ] – много (для неисчислимых существительных)