Урок №2-3-3!
Вопросительные и указательные местоименные наречия
Изучив материал этого занятия, вы сможете:
- спросить, как собеседник проводит время
- узнать, есть ли у собеседника хобби
- спросить, любит ли он танцевать
- сказать, на каком инструменте вы играете
Выучите слова и выражения к диалогу
свободное время
У меня мало свободного времени.
проводить (время)
Как вы проводите свободное время?
хобби
У вас есть хобби?
музыка
Я очень люблю эту музыку.
собирать
Вы собираете почтовые марки?
джаз
Я люблю слушать джаз.
инструмент
Он играет на многих инструментах.
гитара
Вы играете на гитаре?
фортепьяно, пианино
Она учится играть на пианино.
народная песня
Вы любите народные песни?
петь
Ты умеешь петь?
дискотека
Пойдем-ка в дискотеку!
танцевать
Она очень хорошо танцует.
против (э)того
Если вы ничего не имеете против.
танцор
Он хороший танцор.
время от времени
Время от времени я хожу на лыжах.
Обратите внимание на форму и употребление слов
Существительное die Freizeit «свободное время», образованное путем слияния прилагательного frei «свободный» и существительного die Zeit «время», употребляется в значении «время, свободное от работы», «досуг», часто с притяжательным местоимением:
In meiner Freizeit gehe ich viel spazieren.
В (свое) свободное время я много гуляю.
Глагол sammeln имеет два близких друг другу значения: «собирать» и «коллекционировать»:
Man sammelte uns in der Halle.
Нас собрали в зале.
Sammelst du Briefmarken?
Ты коллекционируешь почтовые марки?
Глагол spielen в сочетании с существительными, обозначающими музыкальные инструменты, употребляется без предлога (так же как и в спортивных играх):
Er spielt gut Klavier.
Он хорошо играет на пианино.
Вместо существительного der Tänzer с отрицанием часто употребляется слово Nichttänzer:
Darf ich Sie um diesen Tanz bitten? — Leider bin ich Nichttänzer.
Разрешите пригласить вас на этот танец? — К сожалению, я не танцую.
Запомните следующий способ словообразования (2)
tanz(en) + er = der Tänzer танцор
sing(en) + er = der Sänger певец
Потренируйтесь в чтении отдельных слов
Unsere Freizeit
Грамматические пояснения
В немецком языке, как и в русском, различают указательные и вопросительные местоименные наречия. Местоименные наречия употребляются, когда говорят о неодушевленных предметах, а их выбор связан с управлением глагола:
Woran nimmt er teil?
— An der Konferenz.В чем он принимает участие?
— В конференции.Ich nehme auch daran teil.
Я тоже принимаю участие в этом (ней).
Вопросительные местоименные наречия образуются с помощью наречия wo- и соответствующего предлога: wovon, womit, wofür и т.д.
Указательные местоименные наречия образуются с помощью наречия da- и соответствующего предлога: davon, damit, dafür и т.д.
Если предлог начинается с гласного, то между наречием и предлогом вставляется -r-: worauf, worin; darauf, darin и т.д.
Указательные местоименные наречия употребляются в качестве замены группы с предлогом:
Ich bin für den Ausflug.
Bist du auch dafür?
Я за экскурсию.
Ты тоже за это?
и как соотносительное слово, указывающее на последующую группу или предложение:
Ich bin dafür, dass wir einen Ausflug machen.
Я за то, чтобы мы совершили экскурсию.На русский язык вопросительные местоименные наречия переводятся словом «что» + соответствующий предлог. Указательные местоименные наречия переводятся словом «то» или «это» + соответствующий предлог. Перевод предлога тесно связан с управлением глагола:
Fahren wir ins Grüne! Ich bin dafür!
Поедем за город! Я за это!
Sport? Ich interessiere mich dafür.
Спорт? Я интересуюсь этим.
Образование местоименных наречий
Вопросительных
Указательных
wofür
wovon
wonach
womit
wobei
wogegen
worauf
worin
woran
worüber
woraus
worum
dafür
davon
danach
damit
dabei
dagegen
darauf
darin
daran
darüber
daraus
darum
1. Вас спрашивают, о чем вы думаете. Ответьте, что вы думаете о том, о чем предполагает собеседник. Спросите вместо него.
B. Ja, ich denke viel daran.
Продолжайте:
die Ausstellung, der Ausflug, die Sportschule, die Volkslieder, die Freizeit, die Musik, das Hobby, der Besuch.
2. Вас спрашивают, возражаете ли вы против определенного плана. Ответьте. Какой вопрос вы бы задали на месте собеседника?
B. Nein, ich habe nichts dagegen.
Продолжайте:
Boot fahren, tanzen gehen, Gitarre spielen, in die Diskothek gehen, Volkslieder singen, im Wald spazierengehen.
3. Собеседник говорит, что интересуется чем-либо. Ответьте, что вы также интересуетесь этим. Что бы вы сказали на его месте?
B. Ich interessiere mich auch dafür.
Продолжайте:
Sport, Bücher, Musik, Ausflüge, seine Leistungen, Fußball, diese Sportart, die Umgebung der Stadt, unsere Sportler.
4. Собеседник не знает, о чем спрашивал Бернгард. Ответьте ему. Какой вопрос вы бы задали на месте собеседника?
B. Er fragt danach, wann wir abreisen.
Продолжайте:
ins Grüne fahren, die Diskothek besuchen, zur Post gehen, nach Moskau telefonieren, ein Telegramm schicken, Ski laufen.
5. Вспомните диалог и заполните пропуски соответствующими словами.
1. Wie du deine Freizeit? 2. Welche Art von gefällt dir? 3. Ich habe nichts . 4. Ich Gitarre und etwas Klavier. 5. Du sollst mir singen. 6. gehe ich tanzen. 7.Mein ist Musik.
6. Вспомните диалог и заполните пропуски соответствующими словами.
.
?
.
7. Постарайтесь воспроизвести по памяти диалог "Unsere Freizeit"
Проверьте себя!
Какие выражения вы употребите, если вам нужно:
спросить, как собеседник проводит время
узнать, есть ли у собеседника хобби
спросить, любит ли он танцевать
сказать, на каком инструменте вы играете